В чем отличие SEO-оптимизации и поискового продвижения от платной контекстной рекламы и как получать клики со страниц поисковой системы дешевле в несколько раз, чем клики из контекстной рекламы?
В настоящее время при поиске товаров и услуг, а также их поставщика, люди обычно используют сеть Интернет. Благодаря этому каналу можно привлекать значительное количество новых посетителей на сайт, часть из которых впоследствии станет постоянными покупателями. Для поиска люди обращаются к поисковым системам Яндекс и Google. После ввода запроса в поисковое окно вы получаете на экране компьютера или смартфона так называемую SERP – Search Engine Result Position – страницу с результатами поисковой выдачи по введённому запросу. Ниже приведена верхняя часть данной выдачи (обычно на первом экране выводится 15-25 объявлений, которые следуют в определенном порядке):
Поисковая выдача состоит из двух частей – рекламные объявления (помеченные словом «реклама») и органическая поисковая выдача (бесплатные объявления, расположенные сразу после рекламных).
Каждое объявление состоит из заголовка (синий текст), названия сайта (зеленый) и описания (черный), это объявление называют также сниппет.
Для того чтобы ваш товар или услуга попали в рекламные объявления (которые обычно занимают первые 3 места на странице поиска) необходимо заплатить поисковой системе за прокат этой рекламы, а стоимость определяется за каждый клик по объявлению, исходя из того места на странице, на котором показывается объявление, а также текущей конкурентной ситуации. Это стоит подчас очень немалых денег, и вы заранее не можете быть уверены в том, что тот человек (или робот, коих сейчас в сети очень много), который кликнул по объявлению, является действительно вашим потенциальным покупателем и что, кликнув по объявлению, он действительно приобретет ваш товар или услуги. Однако деньги вы заплатите за каждый клик по рекламе.
Следует отметить, что контекстная реклама ориентирована предпочтительно на сегмент неискушенных в поиске частных лиц b2c и с существенным замечанием. Объемы показа рекламы людям ищущим товары и услуги для личного потребления имеют существенные объемы по количеству запросов, поэтому стоимость проката одного рекламного объявления очень обманчива и суммарная стоимость рекламной кампании может обойтись в существенные суммы. При поиске товаров для личного потребления люди обычно не являются экспертами по запрашиваемому товару и склонны также рассматривать сопутствующие или похожие товары, а спрос носит единовременный характер – нашел, купил, забыл. Обычно при поиске они не уходят с первой страницы поисковой выдачи и кликают по понравившимся им объявлениям.
При работе в сегменте b2b, ориентированном на предприятия и организации, а также в сегменте частных лиц b2c, которые уже искушены в особенностях работы поисковых систем, более подходит именно информация на страницах органического поиска. Представители компаний и продвинутые покупатели, частные лица, знают что за красивым рекламным объявлением очень часто скрывается сомнительный товар, поэтому обычно обращаются к органическому поиску, как эксперты в товарах и услугах, которые ищут и заинтересованы, прежде всего, в поиске надежного и постоянного поставщика для себя или своего бизнеса. Поэтому такие люди обычно пропускают рекламные объявления с непроверенной информацией, а ищут сайт компании уже известной, давно присутствующей в справочниках и каталогах, имеющей структурированный сайт с подробным описанием и каталогом продукции (поскольку компании-однодневки обычно не занимают стабильно высокие позиции в TOP поисковой выдачи и ограничиваются созданием лендингов-одностраничников). В TOP органической поисковой выдачи обычно попадают сайты компаний присутствующих давно на рынке, имеющих постоянные проверенные администрацией поисковой системы адреса, телефоны и реквизиты, имеющие отзывы постоянных покупателей нас страницах справочников, Яндекс.Карты, Google.Maps, Google My Business. Поскольку присутствие в указанных справочниках и каталогах является одним из дополнительных факторов ранжирования в поисковых системах.
При подаче рекламных объявлений — заголовки, страница перехода (посадочная страница) и описания задаются при заказе рекламы и прописываются в рекламном кабинете поисковой системы специалистами по контекстной рекламе, которых еще называют директологами. Поисковик практически не анализирует ваш сайт и его качество, а просто вставляет введенные данные в объявление, предполагая, что после перехода на сайт пользователь действительно найдет и купит то, что ему надо. Место и частота показа определяются исключительно объемом заплаченных вами денег. Все рекламные объявления отмечены значком «реклама», давая понять пользователю, что поисковая система не отвечает за информативность ответа по данному запросу в этом объявлении.
После рекламных объявлений на странице поисковой выдачи идут объявления так называемой органической поисковой выдачи. Обычно на первой странице поиска располагается до 8ми рекламных объявлений и до 20-ти позиций органической поисковой выдачи (в зависимости от устройства пользователя и его настроек). Здесь уже сайты располагаются не в зависимости от того кто заплатил больше денег за показ рекламы, а в соответствии с тем, какой сайт поисковая система считает более качественным, подходящим и удобным для ответа на запрос пользователя (на приведенном выше экране верхней части поисковой выдачи — это последние два объявления).
По статистике 75% пользователей намеренно пропускают рекламные объявления, обращаясь сразу к органической поисковой выдаче, при этом 89% посетителей находят товары и услуги на первой странице органической поисковой выдачи, около 10% на второй и оставшийся 1% распределяется на следующие страницы со снижением количества переходов до нуля).
SEO-продвижение сайта – это постоянная каждодневная работа группы разных высококвалифицированных специалистов, а также сложных программно-аппаратных комплексов, направленные на улучшение факторов ранжирования поисковых фраз сайта на страницах поисковых систем. Цель данной работы – вывод и удержание ключевых поисковых фраз на первых страницах поисковой выдачи (откуда осуществляется 89% всех переходов).
Объявления в органической поисковой выдаче ранжируются (распределяются по местам показа) в соответствии с качеством сайта и релевантностью поисковой страницы (т.е. насколько поисковая страница отвечает запросу пользователя).
У поисковой системы существуют свои алгоритмы, в соответствии с которыми определяется место в органической поисковой выдаче. Сегодня эти алгоритмы используют самообучаемые системы искусственного интеллекта (или нейронные сети), которые не только анализируют страницы сайта на предмет вхождения тех или иных ключевых слов, но и анализируют, насколько текст является экспертным и отвечающим запросу пользователей, а представление информации на странице сайта является удобным для восприятия.
Поисковые алгоритмы постоянно усложняются, поскольку Яндекс и Гугл являются коммерческими компаниями и, несмотря на то, что они не могут прекратить показ истинно поисковых объявлений, они пытаются создать максимальные сложности к тому, чтобы сайт попал и удержался в TOP (на первых страницах) поисковых систем. Это делается для того, чтобы все больше пользователей покупали рекламу на коммерческих сервисах поисковика, и можно было бы продолжать повышать стоимость этой рекламы.
Антимонопольное законодательство постоянно предъявляет претензии к поисковым системам в этой связи. Часть из претензий они удовлетворяют, часть обходят и этот процесс бесконечен. Именно поэтому так важно осуществлять SEO-продвижение вашего сайта, которое будет поставлять лиды без дополнительной оплаты в Яндекс или Гугл.
И тут на помощь организациям, владельцам сайтов, приходят SEO-компании, которые постоянно находятся в курсе последних изменений и знают, что и как надо изменять на сайте, чтобы он продолжал оставаться в TOP без затрат на рекламные показы.
Сайты, которые не ведут постоянных специальных работ со своим сайтом, постепенно понижают свои позиции и чтобы продолжать получать интернет-заказы, вынуждены платить все больше и больше денег поисковикам за рекламные показы, а выше них в органическом поиске поднимаются те конкурирующие сайты, которые активно занимаются поисковым seo-продвижением своего сайта и поэтому получают переходы на сайт без дополнительной оплаты поисковой системе в неограниченном количестве.
Содержание алгоритмов поисковики не раскрывают и держат в секрете, однако существует так называемая SEO-индустрия, специалисты которой имеют специально разработанные инструменты, позволяющие по набору прямых и косвенных признаков исследовать влияние тех или иных факторов на ранжирование в органическом поиске. Влияние на поисковую выдачу через комплекс этих факторов, приводящее к росту позиций сайта в поисковой выдаче, называется SEO-продвижением.
Существует три основных типа факторов поискового продвижения, используемых в SEO и влияющих на ранжирование сайта (определение порядкового номера сайта на странице поиска по конкретной поисковой фразе):
- Контентный фактор – это техническая настройка и оптимизация всего сайта. Это определенным образом написанный и оформленный текст на посадочной странице сайта, который содержит специальные служебные поля, называемые мета-тегами, в которых прописывается информация, которую в первую очередь анализируют поисковики при анализе всей страницы. Эти мета-теги влияют на индексацию – сообщают поисковику по каким ключам оптимизирована страница. Мета-теги также влияют на формирование заголовка и сниппета (полного текста объявления) на странице поисковой выдачи. Текст и мета-теги страницы должны быть полностью уникальными, а не скопированными с других сайтов, его пишут специалисты – копирайтеры, а оформляют и включают в него определенные мета-теги – программисты по верстке сайтов и SEO-специалисты.
- Ссылочный фактор – это набор статей, заметок и упоминаний на страницах других сайтов, которые содержат ссылку на ваш сайт и около ссылочный текст, содержащий нужные ключевые слова в определенной последовательности. Если ресурс, на котором размещены такие материалы, имеет большую весомость с точки зрения поисковика, то часть своего веса этот сайт-донор передает странице вашего сайта, ссылку на которую он содержит. Тем самым улучшается ранжирование ключевых слов вашего сайта, содержащихся на такой посадочной странице. Ссылки с текстом веб-сайты размещают за деньги, оригинальные тексты с ключевыми словами пишут копирайтеры, а техническое задание им – seo-специалисты.
- Пользовательский фактор – он состоит из поведенческого фактора на поисковой выдаче (Внешний поведенческий фактор) – как пользователь ведет себя на странице поиска, какие сайты и в какой последовательности просматривает, как часто возвращается обратно на страницу поиска и какой сайт оказывается последним (сайтом на котором пользователь получает окончательный ответ на свой вопрос).
Второй пользовательский фактор – это поведение пользователя на самом сайте (Внутренний поведенческий фактор) – время нахождения на сайте, количество просмотренных страниц, области просмотра на которых пользователь задерживается, и области которые он пролистывает быстро, формы заказа и контактов к которым он обращается. Данный фактор учитывается как для конкретного поискового запроса, так и для страницы и сайта в целом.
Пользовательские факторы — это самые мощные факторы ранжирования, которые показывают насколько интересна информация на странице пользователю и насколько полно она отвечает на запрос пользователя.
Алгоритмы поисковых систем при определении места показа сайта в органической поисковой выдаче ориентируются, прежде всего, на предпочтения пользователей. Для воздействия на этот фактор используются мета-теги на странице сайта, которые формируют бросающийся в глаза текст объявления в поисковой выдаче, а также грамотная компоновка страницы, наличие форм обратной связи и захвата внимания пользователей, все вместе называемое юзабилити сайта. Дополнительно существуют специальные бот-фермы, которые поддерживают работу роботов, полностью имитирующих работу реальных пользователей и тем самым улучшающих ранжирование сайта. Бот-фермы — это специально настраиваемые выделенные высоко производительные серверы со специально разработанным и постоянно обновляемым программным обеспечением, которые работают через большое количество прокси-серверов расположенных в разных регионах страны и мира, постоянно изменяющих ip-адреса пользователей (ведь все соединения должны быть с уникальных ip-адресов из тех регионов, где продвигается сайт). Перед началом работы с сайтом боты несколько месяцев «гуляют» по определенным сайтам в интернете, выполняют определенные действия для того, чтобы поисковая система не отличила их поведение от реальных людей, а их интересы полностью совпадали с интересами обычных посетителей вашего сайта.
SEO-работы с сайтом носят длительный характер. Это связанно с тем, что поисковые системы не терпят резких движений, особенно при работе с сайтами на начальном этапе продвижения. Процесс индексирования изменений сайта (т.е. внесение изменений, произведенных на сайте, в базу данных поисковой системы, анализ этих данных и в результате изменение факторов ранжирования веб-страниц сайта) занимает как минимум месяц. Только после этого позиции ключевых запросов начинают подниматься вверх, но дальше их положение уже не зависит от количества и времени показов. Если вести постоянные работы по поддержанию позиций сайта, то они будут сохраняться и увеличиваться.
Конечно, поисковые системы постоянно меняют свои алгоритмы и может случиться ситуация когда позиции упадут просто потому что алгоритм поисковой системы изменился. Если ваш сайт постоянно находится на обслуживании в seo-компании, то ее специалисты быстро устранят эти причины и сайт опять вернется на прежние позиции, если в этот момент seo-специалиста рядом не окажется – то вы окажитесь в аутсайдерах интернет-рынка.
Мерилом качества работы SEO-компании является стабильность позиций сайта в TOP поисковых систем и специальные индексы, присвоенные сайту поисковыми и аналитическими системами. Одним из самых распространенных является индекс Яндекс ИКС (индекс качества сайта) характеризующий качество поисковой оптимизации сайта и его конкурентное положение в своей продуктовой нише. Если показатель растет или сохраняется, то работы с сайтом производятся в правильном направлении.
Работа по SEO-продвижению сайта выполняется группой разных высококвалифицированных специалистов с использованием сложного и дорогостоящего оборудования и программного обеспечения, поэтому она стоит намного дороже, чем настройка рекламных объявлений одним специалистом директологом.
Тем не менее, все больше пользователей игнорируют рекламные объявления (существенная часть которых обычно ведет на не информативные сайты, где неудобно приобрести товар или услугу). Переходы на сайт не по рекламе, а из TOP органической поисковой выдачи совершает все большая часть пользователей поисковых систем, которая давно уже стала подавляющей.
Эффект от SEO-продвижения носит долговременный характер, приводит на сайт целевых посетителей заинтересованных в товаре и услугах и обеспечивает стабильность продаж без существенных постоянно растущих рекламных затрат.
Постоянное увеличение стоимости проката рекламных объявлений, а также тот факт что количество переходов из органического поиска постоянно растет, ничем не лимитировано и бесплатно, делает рентабельными затраты на SEO-продвижение, даже несмотря на их существенную стоимость.